115230, г. Москва, Варшавское шоссе,
д. 47, к. 4
+7 (495) 790-7591
8:30-17:30 МСК

Какой не должна быть инфографика. Часть 1 — BARный кошмар

Когда дело доходит до таких вещей как сайты, графика, пользовательские интерфейсы и т. п. мы часто общаемся в терминах «нравится»/«не нравится». С инфографикой все очень похоже за одним исключением: инфографика должна передавать какой-то смысл, решать определенную задачу (сайты, интерфейсы, кстати, тоже). Чаще всего эта задача — дать быстрое понимание сложных фактов пользователю. Если она не решена — значит, и инфографика не совсем хороша. И это совсем не дело вкуса.

Мы начинаем собирать примеры того, какой инфографика не должна быть, и постараемся объяснить нашу точку зрения. Безусловно, встречные мнения приветствуются.

Проблема

Следующая иллюстрация была напечатана, правда уже достаточно давно, в одном из ведущих деловых изданий. Она показывает развитие сетей «Позитроника» и «Эксперт-Компьютерс» с помощью горизонтальной столбчатой диаграммы/горизонтального бара (bar chart).

Инфографика, очевидно, должна дать представление о следующем:

  • показать, как выросли «Позитроника» и «Эксперт-Компьютерс» в 2007 году;
  • сравнить, как они соотносятся между собой (по числу открытых магазинов).

Но дело сразу пошло не так: за очень редким исключением, нельзя на одной оси откладывать разные размерности. В данном случае это сделано с млн долларов и штуками.

Далее, совершенное буйство цветов, которое дополняется несоответствием пиктограммы на легенде (белая точка в середине) с изображением на графике.

На графике показатели чередуются: выручка с числом магазинов; это решение делает график окончательно нечитабельным.

Последним шагом на пути в бездну могло стать отображение информации в форме пай-диаграммы, но до этого, к счастью, дело не дошло.

Решение

Два шага к успеху: оставить шкалу только для одного показателя и перейти от абсолютного показателя (выручки) к относительному (средняя выручка с торговой точки).

Последнее нужно прокомментировать. Средняя выручка с магазина у сетей примерно одинакова и изменяется от 0,8 до 1,2 млн долл. в год (показатели неточные, определены «на глазок» по графику). Если бы она была идентичной, то динамика магазинов полностью бы совпадала с динамикой выручки. Но и в диапазоне 0,8-1,2 динамика мы добиваемся того же эффекта примерного соответствия динамики числа магазинов и выручки.

С помощью стандартных электронных таблиц, без привлечения дизайнера, можно получить следующую альтернативу. Здесь не хватает только легенды, что золотистый цвет относится к «Позитронике», а серый — к «Эксперт-Компьютерс».

В альтернативной версии также появляются подписи данных, число магазинов, средняя выручка, которые облегчают понимание. С помощью дизайна можно еще лучше подчеркнуть наиболее важные моменты на диаграмме, это только прототип.

Лирическое отступление

Кстати, линейные графики, состоящие только из двух периодов времени, на западе сейчас в тренде. Ту мысль, которую раньше показывали пай-диаграммой, а сегодня показывают горизонтальными барами, завтра, скорее всего, чаще будут показывать именно линейными графиками.

Пай-диаграмма

Горизонтальный бар

Линейный график

comments powered by Disqus