115230, г. Москва, Варшавское шоссе,
д. 47, к. 4
+7 (495) 790-7591
8:30-17:30 МСК

Big Data теперь и в футболе!

Во время чемпионата мира по футболу 2006 года вратарь Йенс Леман был замечен за любопытным занятием: прямо перед четверть финалом голкипер начал исследовать мятые рукописные листки бумаги. Леман хотел понять, чего ждать от серии пенальти Аргентины.

Прошло 8 лет, Германия и Аргентина вновь столкнулись на Чемпионате в Бразилии. Правда на этот раз немецкая команда применила совершенно новый инструмент для изучения соперника, заранее выработав стратегию борьбы.

Германская Футбольная Ассоциация совместно с известным разработчиком SAP создала особое приложение Match Insights, позволяющее проводить анализ больших данных: детальных сведений о поведении футболистов немецкой команды и их противников. Сбор информации велся с камер наблюдения, монтированных на территории стадиона.

На основании имеющихся сведений приложение выстраивает интерактивную визуализацию сыгранного матча и соответствующие ей графики. Все тренеры и игроки сборной могут посмотреть информацию на смартфонах и планшетах, а также выполнить анализ разнообразных ситуаций, возникших на поле. Данный метод позволяет как следует исследовать привычки и поведенческие особенности игроков команды-противника и разработать различные ходы в ответ.

Разметка виртуальной сетки на футбольном поле, а также уникальный идентификатор дают возможность слежения за перемещением каждого игрока. При этом происходит регистрация различных характеристик игроков: примерное время владения и количество касаний мяча, пройденное расстояние, средняя скорость бега, смена направления движения, и т.д.

Возрастание скорости передач мяча было ключевой задачей в подготовке немецкой сборной к Чемпионату мира 2014. И надо сказать с задачей справились на отлично! С помощью Match Insights удалось снизить среднее время владения мячом получилось с 3,4 секунд (2010 год) до 1,1 секунды (2014 год). «Вообразите: за десять минут, десять игроков с тремя мячами могут создать свыше 7 миллионов маленьких событий, которые подвергнуться дальнейшему анализу», утверждает менеджер сборной Германии Оливер Бирхоф.

Кроме сбора данных поведения футболистов, Match Insights (с помощью создания цифрового досье) позволяет выявить сильные и слабые черты соперников, и определенные привычки.

На данном этапе приложение находится на стадии доработки. Однако, невероятный триумф команды Германии позволяет говорить об эффективности данного аналитического инструмента. В планах SAP распространение Match Insights и в других футбольных командах. Разработчики также желают включить в следующие версии приложения анализ показателей со стороны психологии и медицины, а также данные с ежедневных тренировок и матчей. Это даст возможность добиться особой эффективности приложения и поднять его на более высокий уровень.

Следует отметить, что сборная Германии не является первопроходцем в использовании средств анализа данных для получения информационного преимущества. Футбольный клуб Chelsea успешно пользуется методами анализа больших данных для отбора игроков в основной состав, поиске новых талантов, оценки KPI в зависимости от тяжести тренировок и т. д. Конечно, клуб не использует дорогостоящее оборудование для анализа матчей в реальном времени как сборная Германии, однако и их подход позволяет получать полезную информацию. К примеру был разрушен миф об идеальном среднем возрасте команды — 27 лет. Футбольный клуб Милана стал чемпионом при среднем возрасте игроков команды — 31 год.

По словам исполнительного директора футбольного клуба Chelsea, Майка Форда, 80% всех доходов клуба уходит на 3% сотрудников — футболистов и в таких обстоятельствах управлять бюджетом без опоры на данные эффективности игроков просто безумие.

comments powered by Disqus